Психология пропаганды (от лат. propagare — распространять) — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений. Цель психологии пропаганды — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудитории и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования психологии пропаганды становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, которое объективно противоречит их жизненным интересам.
|