В исследованиях, проведенных нами в
2001-2004 годах совместно со студентами факультета
психологии и социологии ДНУ Сидоровой К.В.
Подолинной Е.С. и Бурбело В.В. [3], изучалась
возможность бесконтактного дистанционного
восприятия реципиентом эмоционального
состояния индуктора. В отличие от множества
экспериментов, проведенных другими
исследователями, в наших экспериментах
реципиентами были самые обычные люди, никогда не
утверждавшие, что они обладают экстрасенсорными
способностями.
В качестве стимулов в наших
экспериментах использовались четыре вида
эмоциональных состояний, которые различались по
своему знаку (положительные и отрицательные) и
активности (активные и пассивные). Каждое из этих
состояний было выражено семантически связанной
триадой слов, которые помогали индуктору
прочувствовать эти состояния:
- радость-гордость-восторг (активное
положительное)
- раздражение-гнев-ярость (активное
отрицательное)
- спокойствие-безмятежность-блаженство
(пассивное положительное)
- угнетенность-апатия-отчаяние (пассивное
отрицательное)
Стимульный материал представлял собой
две карточки, на которых были написаны две
последовательности из 18 эмоциональных состояний
человека.
Для математической обработки
результатов эмоциональные состояния были
представлены в дихотомической шкале, при этом
положительные состояния кодировались единицей,
а отрицательные - нулем.
В задачи индуктора входило:
- Случайным образом выбрать одну из двух
последовательностей эмоциональных состояний.
При этом одна из последовательностей становится
передаваемой, а другая - альтернативной.
- Пережить каждое состояние из передаваемой
последовательности на протяжении короткого
периода времени (10 сек.), что и являлось в нашем
понимании передачей такого состояния.
Задачи реципиента были следующие:
- Постараться определить на основе своих
внутренних ощущений, какое именно -
положительное или отрицательное состояние в
определенный момент времени переживал индуктор.
Для этого индуктор и реципиент были снабжены
синхронно идущими часами.
- Зафиксировать в соответствии с бинарным кодом
свое ощущение эмоционального состояния
индуктора в специальном бланке. Результатом этой
работы являлась последовательность, которую мы
будем называть воспринятой.
- Определить при помощи созданных нами методов
математической обработки воспринятой
последовательности, - какая из двух
последовательностей сигналов была передана
индуктором.
Таблица 1
Последовательности эмоциональных
состояний
№ |
Первая
последовательность |
Код |
Вторая
последовательность |
Код |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
2 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
3 |
радость-гордость-восторг |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
4 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
5 |
радость-гордость-восторг |
1 |
раздражение-гнев-ярость |
0 |
6 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
7 |
радость-гордость-восторг |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
8 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
9 |
радость-гордость-восторг |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
10 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
11 |
раздражение-гнев-ярость |
0 |
радость-гордость-восторг |
1 |
12 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
13 |
раздражение-гнев-ярость |
0 |
раздражение-гнев-ярость |
0 |
14 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
15 |
радость-гордость-восторг |
1 |
радость-гордость-восторг |
1 |
16 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
17 |
раздражение-гнев-ярость |
0 |
радость-гордость-восторг |
1 |
18 |
спокойствие-безмятежность-блаженство |
1 |
угнетенность-апатия-отчаяние |
0 |
Из таблицы №1 легко заметить, что
состояния под №№ 1,2,3,7,8,9,13,14,15 совпадают, что
составляет ровно половину всех стимулов. Дело в
том, что стимульный материал был составлен таким
образом, чтобы корреляция между
последовательностями чисел, которые кодировали
эмоциональные состояния, в точности равнялась
нулю. Если этот принцип, названный нами
«принципом нулевого сходства» не выполнять, то
случайные ошибки реципиента могут привести к
случайному сходству воспринятой
последовательности с альтернативной
последовательностью, а не с переданной.
Также можно заметить, что в стимульном
материале активные состояния находятся на
нечетных местах, а пассивные - на четных местах.
По нашему мнению, чередование активных и
пассивных состояний должно было поддерживать
уровень внимания, как у индуктора, так и у
реципиента. Введение принципа четности, кроме
того, позволяет увеличить в два раза вероятность
угадывания состояния индуктора, так как, в
соответствии с номером пробы, реципиент уже знал
о степени активности состояния, и ему
требовалось определить лишь знак.
Эксперименты по телепатии проходили в
двух изолированных комнатах, оборудованных
синхронно идущими часами и разделенных
звуконепроницаемой стеной, в одной из которых
находился индуктор, в другой - реципиент.
Эксперимент начинался с «калибровки» - настройки
реципиента на эмоциональные состояния
конкретного индуктора. «Калибровка» заключалась
в передаче и восприятии серии заведомо известных
эмоциональных состояний в заранее согласованные
интервалы времени. После процедуры «калибровки»
осуществлялась передача одной из двух
последовательностей эмоциональных состояний.
Для обработки результатов
эксперимента был разработан математический
метод, который получил название «счетчик
совпадения»:
В обработке результатов учитывалась
степень сходства всех возможных непрерывных
комбинаций элементов воспринятой
последовательности с аналогичными комбинациями
в каждой из двух последовательностей, которые
могли быть переданы. Результатом такой обработки
является матрица совпадения, размерностью n x n,
где n - количество элементов
последовательности или стимулов-сигналов в виде
эмоциональных состояний.
Основным показателем степени сходства
воспринятой последовательности с вероятными
последовательностями являлся «матричный
счетчик совпадения», равный модулю суммы
элементов матрицы совпадения:
I - строки матрицы совпадения
J - столбцы матрицы совпадения
CCij - элемент матрицы, который
рассчитывается как счетчик совпадения, где i -
начальный элемент возможной непрерывной
последовательности, j - конечный элемент
возможной непрерывной последовательности.
Начальный и конечный элементы
последовательности совпадают с
соответствующими строками и столбцами матрицы.
К слову, для используемых в
эксперименте последовательностей, между ними
должен сохраняться принцип нулевого сходства и
при расчете матричного счетчика совпадения, т.е.
если реципиент полностью угадает всю
последовательность, то для нее МСС = 1140, а для
альтернативной последовательности МСС = 0.
Если реципиент полностью не угадает всю
последовательность, то МСС для этой
последовательности тоже будет равняться 1140, а
для другой - 0. Согласно гипотезе исследования
большее значение матричного счетчика совпадения
будет у той последовательности, которая
передавалась индуктором, и реципиент должен
будет решить, что передавалась именно она, даже
если это превышение окажется незначительным.
В качестве примера приведем
результаты одного из экспериментов по передаче и
бесконтактному дистанционному восприятию
последовательности эмоциональных состояний.
Необходимо отметить, что это был один из сложных
случаев распознавания информации.
Реципиентом была воспринята следующая
последовательность:
Таблица 2
Воспринятая последовательность
эмоциональных состояний
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Код |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
По своему характеру она не похожа ни на
одну из двух последовательностей, которые могли
быть переданы. С точки зрения вероятностного
подхода реципиент должен был бы решить, что
передавалась вторая последовательность, т.к. с
первой последовательностью совпадает 8 значений,
а со второй 11. Однако матричный счетчик
совпадения для первой последовательности
оказался равным 300, для второй - 272, что являлось
прямым доказательством того, что в данном случае
передавалась первая последовательность, и это
оказалось именно так.
Таблица 3
Матрица совпадения для первой
последовательности
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Суммы |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-2 |
-1 |
-2 |
13 |
2 |
|
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-3 |
-2 |
-3 |
-5 |
3 |
|
|
1 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-4 |
-3 |
-4 |
-22 |
4 |
|
|
|
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-6 |
-5 |
-4 |
-5 |
-38 |
5 |
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-3 |
-2 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-6 |
-7 |
-6 |
-5 |
-6 |
-53 |
6 |
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-6 |
-5 |
-4 |
-5 |
-39 |
7 |
|
|
|
|
|
|
-1 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-4 |
-3 |
-4 |
-26 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-3 |
-2 |
-3 |
-14 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-4 |
-3 |
-4 |
-25 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-6 |
-5 |
-4 |
-5 |
-35 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
-4 |
-3 |
-4 |
-26 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-3 |
-2 |
-3 |
-18 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-3 |
-2 |
-1 |
-2 |
-11 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-2 |
-1 |
0 |
-1 |
-5 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
1 |
4 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0 |
1 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
-1 |
Сумма |
-300 |
На основе наших исследований
бесконтактного дистанционного обмена
информацией между индуктором и реципиентом
можно сформулировать следующий закон: «Из двух
альтернативных последовательностей сигналов
наибольшее значение матричного счетчика
совпадения сигналов будет у той
последовательности, которая является
переданной».
В проведенных в течение 2004 года
экспериментах по ЭСВ только в одном случае из 11
переданная последовательность не была
распознана правильно. Причина ошибки реципиента
заключалась в явлении «deja vu» - в установке на
восприятие определенной последовательности, в
то время как в этот момент передавалась совсем
другая. Но даже в этом случае нам удалось достичь
вероятности распознавания информации равной 0,91.
Это соответствует тому, что реципиент верно
определил 180 эмоциональных состояний из 198!
Если считать каждую
последовательность словом, и рассматривать эти
результаты с точки зрения распознавания речи, то
они аналогичны тому, что реципиент верно
распознал 10 слов в предложении, состоящем из 11
слов.
Конечно, такой результат не
обязательно получиться сразу. В отношении
телепатии обязательно должна быть поставлена
проблема научения. Ведь, и человеческой речью,
т.е. второй сигнальной системой, ни один человек
не обладает с рождения. Речь взрослых для ребенка
является своего рода таинством, которым он
овладевает в процессе своего развития.
Аналогичная ситуация и с телепатией.
|