Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Мыслительная деятельность и культура мышления

Мыслительная деятельность и культура мышления
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Подаев Михаил
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 10.03.2011
СообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 11:20 Ответить с цитатой

Пожалуйста, помогите развести эти понятия. О деятельности я начитан, но как МД оотносится с культурой мышления? Что шире? Где можно найти информацию о культуры мышления (умственного труда)?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Синяя Тиг-Ра
Пользователь
Сообщения: 28082
Регистрация: 20.05.2004
Откуда: из темного леса
СообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 14:05 Ответить с цитатой

оттолкнуться можно отсюда http://www.i-u.ru/biblio/archive/baxmin_berger_kulturology/14.aspx

по-моему там упоминается и Леви-Брюль и Леви-Стросс

только понятие культуры мышления значительно шире, чем понятие культуры умственного труда

по помоду мыследеятельности и культуры (в том числе и культуры мышления) может быть любопытной вот эта статья http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2006/2565

возможно что-то еще найдется на сайте школы культурной политики

и, полагаю, что без жана пиаже и выготского - тоже никуда)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Подаев Михаил
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 10.03.2011
СообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 01:03 Ответить с цитатой

Спасибо за совет. Разобрался. Вот мои выкладки:

Отметим, что наряду с понятием мыслительной деятельности можно встретить термин культура умственного труда. В психолого-педагогической литературе он не получил однозначной трактовки. Толкование данного понятия дается М.П. Ашмутайтом, Б.С. Алякринским, М.А. Даниловым, Н.П. Ерастовым, Т.А. Ильиной, А.А. Кирсановым, В.П. Кузовлевым, В.А. Охотниковой и др.
По определению Н.П. Ерастова, “культура умственного труда – прежде всего система рациональных приемов, умений, навыков познавательной (умственной) деятельности, выработанных человечеством в процессе его исторического развития. Овладеть культурой умственного труда – значит усвоить то лучшее в организации умственной деятельности, что выработано и проверено опытом” [52, с. 5].
Согласно В.А. Охотниковой, вершиной формирования культуры умственного труда является овладение системой умственной деятельности (мышлением, памятью и др.), умением пользоваться логическими операциями – анализом, синтезом, сравнением, обобщением [130, с. 10].
Б.С. Алякринский характеризует культуру умственного труда как организацию его с соблюдением условий, обеспечивающих максимальную продуктивность умственной деятельности при наименьших затратах энергии.
В.П. Кузовлев определяет культуру умственного труда как “синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, организационно-технических, эстетических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу” [90, с. 10].
В психолого-педагогической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю структуру культуры умственного труда. Внешняя структура включает в себя такие компоненты, как культура и труд, представляемый в качестве деятельности. Внутренняя структура включает компоненты: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, эстетический и гигиенический.
Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире. И именно с проблемой формирования культуры умственного труда сталкивается учитель в реальной ситуации, учитывая при этом не только личностный и интеллектуальный компоненты (во многом составляющие мыслительную деятельность), но и организационно-технический, эстетический, гигиенический.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Синяя Тиг-Ра
Пользователь
Сообщения: 28082
Регистрация: 20.05.2004
Откуда: из темного леса
СообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 01:51 Ответить с цитатой

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/171321.htm - пока ссылку не потеряла

по поводу мыслительной деятельности, полагаю, имя ГП Щедровицкого излишне будет упоминать - если занимались этой темой, то его работы не должны были мимо пройти
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Синяя Тиг-Ра
Пользователь
Сообщения: 28082
Регистрация: 20.05.2004
Откуда: из темного леса
СообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 01:56 Ответить с цитатой

Цитата:

Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире


крайне спорное утверждение

мыслительная деятельность - процесс
а культура умственого труда - совокупность навыков и условий, обеспечивающих эффективность данного процесса с целью достижения определенного результата

это разноплановые понятия.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Подаев Михаил
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 10.03.2011
СообщениеДобавлено: Сб Мар 12, 2011 14:09 Ответить с цитатой

Да, конечно разноплановые. Но среди определений КУТ встречается и такое: это степень развития приемов мыслительной деятельности. Да и труд понимается как некая деятельность. И, говоря о формировании культуры умственного труда, мы говорим об умении думать, о развитии мыслительных приемов, умений, плюс создаем условия для этого, вплоть до того, как ребенок проводит свободное время и в каких условиях он занимается.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Juri
Пользователь
Сообщения: 2654
Регистрация: 03.12.2007
СообщениеДобавлено: Вс Мар 13, 2011 00:25 Ответить с цитатой

Синяя Тиг-Ра писал(а)
Цитата:

Цитата:

Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире


крайне спорное утверждение

мыслительная деятельность - процесс
а культура умственого труда - совокупность навыков и условий, обеспечивающих эффективность данного процесса с целью достижения определенного результата

это разноплановые понятия.

Конечно, это разноплановые понятия. Для начала следует соотнести между собой следующие понятия: мышление, мыслительный процесс и умственный труд. Каждый из этих процессов может быть более или бенее окультурен. Поэтому можно соотносить мужду собой культуру мышления и культуру умственного труда, но не мыслительную деятельность и культуру мышления.
Когда автор темы пишет, что одно из понятий шире другого, он должен указывать, шире по объёму или по содержанию. Иначе не понятно, что он имеет в виду.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эл
Пользователь
Сообщения: 1753
Регистрация: 29.01.2006
СообщениеДобавлено: Чт Апр 21, 2011 15:03 Ответить с цитатой

Хотите культурно мыслить, мыслите культурными словами. И обязательно логично. Без формальной логики ну никакой культуры мышления, да же если вместо пипец, будешь думать конец, культурного мышления ну все равно не получится.
----------
А вообще как учили древнике, что бы ясно и глубоко мыслить, надо иметь ёмкие, но очень чёткие понятия и вот ими и мыслить.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское