Автор |
Сообщение |
Подаев МихаилНачинающий
Сообщения: 3 Регистрация: 10.03.2011
|
|
Добавлено: Чт Мар 10, 2011 11:20 |
|
|
Пожалуйста, помогите развести эти понятия. О деятельности я начитан, но как МД оотносится с культурой мышления? Что шире? Где можно найти информацию о культуры мышления (умственного труда)?
|
|
|
|
|
|
Синяя Тиг-РаПользователь
Сообщения: 28082 Регистрация: 20.05.2004 Откуда: из темного леса
|
|
Добавлено: Чт Мар 10, 2011 14:05 |
|
|
|
|
|
|
|
Подаев МихаилНачинающий
Сообщения: 3 Регистрация: 10.03.2011
|
|
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 01:03 |
|
|
Спасибо за совет. Разобрался. Вот мои выкладки:
Отметим, что наряду с понятием мыслительной деятельности можно встретить термин культура умственного труда. В психолого-педагогической литературе он не получил однозначной трактовки. Толкование данного понятия дается М.П. Ашмутайтом, Б.С. Алякринским, М.А. Даниловым, Н.П. Ерастовым, Т.А. Ильиной, А.А. Кирсановым, В.П. Кузовлевым, В.А. Охотниковой и др.
По определению Н.П. Ерастова, “культура умственного труда – прежде всего система рациональных приемов, умений, навыков познавательной (умственной) деятельности, выработанных человечеством в процессе его исторического развития. Овладеть культурой умственного труда – значит усвоить то лучшее в организации умственной деятельности, что выработано и проверено опытом” [52, с. 5].
Согласно В.А. Охотниковой, вершиной формирования культуры умственного труда является овладение системой умственной деятельности (мышлением, памятью и др.), умением пользоваться логическими операциями – анализом, синтезом, сравнением, обобщением [130, с. 10].
Б.С. Алякринский характеризует культуру умственного труда как организацию его с соблюдением условий, обеспечивающих максимальную продуктивность умственной деятельности при наименьших затратах энергии.
В.П. Кузовлев определяет культуру умственного труда как “синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, организационно-технических, эстетических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу” [90, с. 10].
В психолого-педагогической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю структуру культуры умственного труда. Внешняя структура включает в себя такие компоненты, как культура и труд, представляемый в качестве деятельности. Внутренняя структура включает компоненты: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, эстетический и гигиенический.
Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире. И именно с проблемой формирования культуры умственного труда сталкивается учитель в реальной ситуации, учитывая при этом не только личностный и интеллектуальный компоненты (во многом составляющие мыслительную деятельность), но и организационно-технический, эстетический, гигиенический.
|
|
|
|
|
|
Синяя Тиг-РаПользователь
Сообщения: 28082 Регистрация: 20.05.2004 Откуда: из темного леса
|
|
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 01:51 |
|
|
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/171321.htm - пока ссылку не потеряла
по поводу мыслительной деятельности, полагаю, имя ГП Щедровицкого излишне будет упоминать - если занимались этой темой, то его работы не должны были мимо пройти
|
|
|
|
|
|
Синяя Тиг-РаПользователь
Сообщения: 28082 Регистрация: 20.05.2004 Откуда: из темного леса
|
|
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 01:56 |
|
|
Цитата: |
Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире
|
крайне спорное утверждение
мыслительная деятельность - процесс
а культура умственого труда - совокупность навыков и условий, обеспечивающих эффективность данного процесса с целью достижения определенного результата
это разноплановые понятия.
|
|
|
|
|
|
Подаев МихаилНачинающий
Сообщения: 3 Регистрация: 10.03.2011
|
|
Добавлено: Сб Мар 12, 2011 14:09 |
|
|
Да, конечно разноплановые. Но среди определений КУТ встречается и такое: это степень развития приемов мыслительной деятельности. Да и труд понимается как некая деятельность. И, говоря о формировании культуры умственного труда, мы говорим об умении думать, о развитии мыслительных приемов, умений, плюс создаем условия для этого, вплоть до того, как ребенок проводит свободное время и в каких условиях он занимается.
|
|
|
|
|
|
JuriПользователь
Сообщения: 2654 Регистрация: 03.12.2007
|
|
Добавлено: Вс Мар 13, 2011 00:25 |
|
|
Синяя Тиг-Ра писал(а)
Цитата: |
Цитата:
Разводя термины “мыслительная деятельность” и “культура умственного труда”, отметим, что последнее понятие шире
крайне спорное утверждение
мыслительная деятельность - процесс
а культура умственого труда - совокупность навыков и условий, обеспечивающих эффективность данного процесса с целью достижения определенного результата
это разноплановые понятия.
|
Конечно, это разноплановые понятия. Для начала следует соотнести между собой следующие понятия: мышление, мыслительный процесс и умственный труд. Каждый из этих процессов может быть более или бенее окультурен. Поэтому можно соотносить мужду собой культуру мышления и культуру умственного труда, но не мыслительную деятельность и культуру мышления.
Когда автор темы пишет, что одно из понятий шире другого, он должен указывать, шире по объёму или по содержанию. Иначе не понятно, что он имеет в виду.
|
|
|
|
|
|
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Чт Апр 21, 2011 15:03 |
|
|
Хотите культурно мыслить, мыслите культурными словами. И обязательно логично. Без формальной логики ну никакой культуры мышления, да же если вместо пипец, будешь думать конец, культурного мышления ну все равно не получится.
----------
А вообще как учили древнике, что бы ясно и глубоко мыслить, надо иметь ёмкие, но очень чёткие понятия и вот ими и мыслить.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1 |
|
|
|