В МИРЕ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА ВЫПУСКА: КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
#24 02-02-2003
О рассылке
Почтовая рассылка "В Мире Психологии" является сводной рассылкой сайтов Интернет-проекта "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru Периодичность 1 раз в 1-2 дня. В выпусках рассылки вы найдете интересную и актуальную информацию из области психологической и смежных с ней наук. Раз в неделю вас ждет тематический выпуск, который целиком будет посвящен тому или иному вопросу или психологической проблеме. По большей части, такой выпуск будет выходить в выходные дни. Искренне надеюсь, что вам будет полезна и интересна представленная информация.

НОВОСТИ ПСИХОЛОГИИ

• Обнаружен ген беспокойствия и агрессии

Исследователи сообщают об обнаружении гена, который вызывает агрессию и состояние беспокойства и тревоги. Ген, обнаруженный у мышей, есть и у людей. Названный исследователями из Case Western Reserve University, как ген Pet-1, он показал такие свойства, что когда его удаляют или "деактивируют" у мыши, ее агрессия и беспокойство сильно возрастают по сравнению с обычным поведением животного.

Беспокойство и агрессия – это нормальные и важные функции поведения, которые позволяют индивидуумам отвечать соответственно на внешние угрозы или справляться с изменениями окружающей среды. Однако ясно, что не поддающиеся контролю чрезмерное беспокойство и агрессия могут быть антипродуктивными и направленными против самого индивидуума. Например, психические заболевания человека, такие как шизофрения, иногда характеризуются бесконтрольным агрессивным поведением, причина возникновения которого не ясна науке. Остановив его, можно будет сделать это заболевание излечимым и вернуть в общество множество психически неуравновешенных людей, которых сейчас изолируют в психиатрических клиниках по всему миру.

Результаты исследований были опубликованы 23 января в выпуске журнала Neuron.

Ученые выяснили, что в мозгу мыши Pet-1 активен только в нервных клетках серотонина или нейронах, которых относительно весьма небольшое количество (среди триллионов нейронов в человеческом мозге, только несколько сотен тысяч производят серотонин), что глубоко затрагивает эмоции. Серотонин действует как посредник или медиатор (химический передатчик импульсов между нервными клетками), позволяющий нейронам связываться друг с другом в головном и спинном мозге. Это важно, чтобы гарантировать соответствующий и контролируемый уровень беспокойства и агрессии. Дефектные нейроны серотонина были связаны с чрезмерным беспокойством, импульсивным насилием и депрессией у людей.

Лекарства-антидепрессанты типа Prozac и Zoloft, увеличивая деятельность серотонина, очень эффективны при рассмотрении многих из этих нарушений. Но неизвестно, почему некоторые люди имеют дисфункциональные нейроны серотонина и может ли это быть вызвано дефектами в генах, которые обычно начинают развиваться с раннего детства.

Ученые доказали, что Pet-1 необходим даже на стадии эмбрионального развития нейронов серотонина. У мышей, организм которых пропускает этот ген и не уничтожает его, большинство нейронов серотонина не в состоянии вырабатываться в зародыше и те, которые остаются, являются дефектными. Это ведет к очень низкому уровню выработки серотонина в развивающемся мозге, который в свою проявляется на изменениях в поведении у взрослых особей.

• http://psy.net.ru/ 02/02/2003 21:02

• Руководитель Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили проведет семинар для педагогов Хакасии

30 января в Верховном совете республики Хакасия прошло первое знакомство научной и педагогической общественности республики с профессором Шалвой Амонашвили, который специально прибыл в Хакасию поделиться своими научными разработками.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Верховного совета республики Хакасия, с 29 января по 4 февраля 2003 г. для творчески работающих педагогов республики Хакасия, работников учебных заведений высшего и среднего профессионального педагогического образования, студентов и всех неравнодушных к проблемам школьного образования в г. Абакане состоится авторский семинар почетного академика Российской Академии Образования, руководителя Международного Центра гуманной педагогики, доктора психологии, профессора Шалвы Александровича Амонашвили по теме: "Основы гуманно личностного подхода к детям в образовательном процессе" (Система Школа Жизни).

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием ""Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". Его система "Школа жизни" рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

Амонашвили Ш.А. - автор книг, переведенных на многие языки: "Педагогическая симфония", "В школу с 6 лет", "Школа жизни", "Созидание человека" и другие. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную "Антологию гуманной педагогики" (издано 35 то-мов).

Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Учителем от Бога Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.

Наиболее полный ответ на вопрос "Что такое гуманная педагогика?" мы находим у Шалвы Александровича: "Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению челове-честву на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах".

В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п.

А педагогическому процессу по Амонашвили присуще "четвертое измерение в педагогическом мышлении" - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть. Данный семинар дает возможность каждому желающему (учителю, родителю, студенту) постигнуть суть основных принципов гуманной педагогики через живое общение с педагогом-новатором, ученым с ми-ровым именем Шалвой Александровичем Амонашвили, общение с которым никого не может оставить равнодушным.

• http://psy.net.ru/ 02/02/2003 20:02

• Немецкий психолог основал специальные курсы для стесняющихся посещать общественные туалеты

Немецкий психолог Филипп Хаммельстейн основал психологический тренинг для людей, испытывающих эмоциональные проблемы при посещении общественных туалетов.

Он уже в течение двух лет возглавляет работу по изучению этого феномена в Дюссельдорфском университете Генриха Гейне. По оценке ученого, от 3 до 7 процентов мужчин страдают синдромом Башфула Бладдера, сообщает Ananova.

При пользовании общественным туалетом они испытывают психологические проблемы, особенно если рядом с ними стоит посторонний человек, или даже просто потому, что они боятся, что кто-то может войти в туалет.

В каждом случае доктор Хаммельстейн изучает подсознательные причины страха перед тем, как отправить пациента в общественные уборные на вокзалах и в супермаркетах.

Перед тем как он отправляет пациента в туалет, он заставляет выпить его, по меньшей мере, пол-литра воды.

"После этого они говорят мне, как сильно им надо сходить в туалет и оценивают необходимость по десятибалльной шкале. Я не отпускаю их туда пока уровень необходимости не достигнет как минимум семи", - рассказал психолог.

• http://psy.net.ru/ 01/02/2003 22:02


ПСИХОЛОГИЯ УБИЙСТВА

Ю. М. Антонян
Психологическая газета №4, 1998

Насилие вечно

Насилие вечно как способ разрешения наших проблем, жизненно важных и самых ничтожных. К нему люди прибегают и тогда, когда этого, казалось бы, можно и не делать, но этот способ так прочно сидит в нас, а нашей крови , в нашей повседневности, что отказаться от него очень трудно. Поэтому насилие и убийство выступают естественным и индивидуально целесообразным методом утверждения и самоутверждения, достижения успеха и одоления п ротивника.

Поскольку смертельное насилие многолико, всегда возникает н еобходимость выделить отдельные его типы и оценить в самом общем виде их природу.

Высокая тревожность отличительное качество убийц

Многолетние исследования природы и причин убийств привели меня к однозначной мысли о том, что насильственно лишают жизни других главным образом те, которые отличаются одной весьма существенной особенностью: постоянной, изматывающей напряженностью, высокой тревожностью, переходящей в страх смерти. Этот вывод абсолютно не умозрителен, он сделан на основе углубленного изучения личности, условий воспитания и всей жизни убийц, в том числе тех, которые убивали неоднократно; он сформулирован в результате тщательного обдумывания всех обстоятельств различных категорий убийств и попыток проникновения в субъективный смысл и значение как всего преступления в целом, так и его отдельных деталей. Мои усилия были сосредоточены на том, чтобы понять, ради чего человек убивает, какую субъективную, чаще всего бытийную, задачу он решает одним словом, каков мотив убийства.

За долгие годы мной было изучено не менее четырехсот убийц и с оответствующее количество материалов уголовных дел. С каждым из преступников проводились длительные "монографические" беседы. Применялись такие психологические тесты, как Методика многостороннего исследовани я личности (ММИЛ), методика Кеттелла, Тематический апперцептивный тест (Т АТ), Методика незаконченных предложений, тест "Нарисуйте человека" и некоторые другие. Материалы уголовных дел анкетировались.

Убийца является сам для себя главной загадкой в жизни, поскольку очень редко знает, почему так поступил, или, в его формулировке, почему это случилось с ним. В лучшем случае все сваливается на других, на неблагоприятные обстоятельства или просто отрицается своя вина. Нет смысла добиваться от него вразумительного и тем более развернутого ответа на главный вопрос, интересующий исследователя, о причине совершенного убийства. Он ее просто не знает и в этом плане отнюдь не стремится что-то скрыть или кого-то обмануть. Напротив, он ожидает, что ему объяснят, по какой причине все так произошло.

Тревожность показатель субъективного неблагополучия личности, точнее ощущение своего неблагополучия, которого объективно может и не быть. Но чувство тревоги способно выступать и в качестве сигнала о соматическом нездоровье, причем даже таком, которое невозможно выявить с помощью обычного медицинского обследования. Оно повышается при нервнопсихических и тяжелых соматических переживаниях у лиц, переживающих последствия психотравм, и у тех, кто находится в опасных ситуациях или воспринимает данные обстоятельства как опасные для него. Всегда нужно различать ситуативную тревожность, т. е. реакцию человека на среду, и личностную, являющуюся фундаментальным свойством данного субъекта.

В целом тревожность как фундаментальную особенность личности можно определить как общую неуверенность человека в себе и в своем месте в жизни, в своем бытии, боязнь утраты себя, своего "Я", страх несуществования, ощущение неопределенности своих социальных и даже биологических статусов, изматывающие ожидания негативного, даже разрушительного воздействия среды. Убийцы постоянно ощущают призрачность и хрупкость своего существования, опасаются разрушения собственного представления о самом себе, своем месте в жизни, своей самоценности, своего бытия вообще. Они страшатся физического уничтожения.

Совсем необязательно, чтобы все перечисленные здесь личностные особенности, указывающие на повышенную тревожность убийц, наличествовали бы у каждого конкретного из них. Напротив, в значительном большинстве случаев можно наблюдать отдельные из них и их сочетания.

Первый на земле убийца Каин, скорее всего, был весьма тревожен: Бог отклонил его дары, а неудовольствие Бога могло дорого обойтись человеку, даже если он сын прародителей человечества. Есть немалые основания говорить об архетипической природе убийств.

Подозрительность убийц и других насильственных преступников выступает как постоянное ожидание нападения извне и готовность сопротивляться ему, хотя во многих случаях опасения не имеют достаточно реальной основы. Наличие агрессивности заставляет предположить, что подозрительность этих людей возникает по механизму проекции, т. е. приписывания внешнему окружению черт, присущих самому убийце, а именно собственной тенденции к агрессии, доминированию, подавлению других, активному воздействию на среду. Наверное, по этой же причине агрессивны боги практически всех народов. Создав таких богов, человек стал их очень бояться.

Поэтому повышенная тревожность убийц во многом является следствием ощущения угрозы своему бытию, а отсюда постоянная готовность оборонять его. Защитная агрессивность может быть расшифрована как защита по содержанию и агрессивность по форме, но главное, что это защита оттого, что ставит под сомнение существование индивида, угрожает ему.

Исследование тревожности у преступников, осуществленное В. В . Кулиничем с помощью методики Спилбергера, показало различное содержание в разных группах. Оказалось, что у воров тревожность носит, так сказать , ровный, одинаковый характер. Это позволяет многим из них постоянно чувствовать опасность, быть готовыми к ней, вовремя скрыться, что субъективно необходимо для "успешного" похищения чужого имущества втайне от окружающих. В отличие от них у убийц тревожность носит характер вспышек, скачкообразна, актуализируется в определенных, как правило, психотравмирующих ситуациях, что часто приводит к дезорганизации поведения, игнорированию внешних обстоятельств. Не случайно 30-40% убийств совершается в условиях очевидности, преступников сразу устанавливают и задерживают.

Чувство вины

В 80-х годах Е. Г. Самовичев и я исследовали репрезентативную группу убийц с помощью личностного опросника Кеттелла. У 71% из них наиболее выраженным оказался фактор, обозначаемый как "склонность к чувству вины ". Это, казалось бы, противоречит распространенному мнению о том, что у таких людей снижена способность к переживанию вины. Но это противоречие лишь внешнее.

Для убийц переживание вины скорее реакция на слабость собственных сдерживающих, контролирующих психических механизмов, но не реакция на внешнее обвинение. Люди с высокой склонностью к чувству вины находятся в постоянном конфликте со сдерживающим влиянием своих моральных у беждений. В связи с этим для них любой безнравственный шаг, убийство в том числе, весьма травматичен. Поэтому отрицание своей вины в совершенном вы ступает в качестве психологической защиты от очевидности своей нравственно-психологической несостоятельности.

Чувство вины первоначально формируется в семье. Если ребенку свойственно переживать это чувство, то это означает, что у него образованы определенные представления о должном, допустимом или недопустимом, т.е. нравственные ориентации и ценности. Поэтому в нашем с Е. Г. Самовичевым исследовании обеим группам респондентов (убийцам и правопослушным) был задан вопрос: "Если вы совершали какой-либо проступок в детстве, то часто ли испытывали чувство вины?". Результаты опроса показали, что названное чувство более свойственно правопослушным гражданам, чем преступникам. Так, почти всегда его переживали 52% будущих убийц и 70% правопослушных людей, очень редко соответственно 11,5% и 3,0%, никогда 9,5 и 0,7%. Поэтому есть основания думать, что среди убийц намного больше тех, кто, сознавая свое действие как тяжкий проступок, при этом не испытывает вины. Здесь есть знание нарушения некоторой нормы, но нет переживания этого нарушения.

Исследование показало также, что для правопослушных респондентов характерна связь чувс-ва вины с повышенной чувствительностью к телесным наказаниям, а для убийц к словесным упрекам. Отсюда можно сделать осторожный вывод о том, что убийцы меньше идентифицированы со своим телесно-физическим статусом, а это проявляется в том, что действия, напра вленные против тела, не воспринимаются ими как ущерб личности. Возможно, что такое отношение к телу проецируется на жертву, и это обстоятельство способствует посягательству на нее.

Как показало названное исследование, в детстве к убийцам телесные наказания применялись чаще, чем к правопослушным людям. Однако эти наказания неадекватны переживаемому ребенком чувству вины, а поэтому не снимают его. Еще более важен тот факт, что у убийц не обнаружено субъективного чувства самонаказания, т.е. чувство вины не является переживанием нарушения некоторого внутреннего запрета, что должно прививаться семейным воспитанием. Скорее, это следствие нарушения запрета чисто внешнего, что порождает убеждение опрошенным в необходимости большего наказания в детстве. Предположительно, это убеждение представляет собой не потребность в наказании, а потребность в контакте с родителями, причем эта потребность в контакте именно словесном, так как телесные наказания, как было замечено, у этих детей чувства вины не снимают.

Психолого-криминологическая литература, посвященная мотивации сексуальных убийств и других тяжких агрессивных преступлений, остается не известной основной массе сотрудников правоохранительных органов, в том числе следователям, прокурорам и судьям. Эти сотрудники исходят из того, чему их учили: что преступное насилие вызывается местью, хулиганскими побуждениями либо актуальной сексуальной потребностью. Между тем, в большинстве случаев это совсем не так и субъективная стимуляция подобного рода действий гораздо сложнее. Для того, чтобы выявить подлинные, а не надуманные мотивы, необходимы специальные психологические познания, владение психологическими, даже психоаналитическими методами.

Психологи и психиатры в расследовании уголовных дел принимают участие крайне редко, но еще реже перед ними ставится задача выявления действительных мотивов преступных действий. Знать же мотивы чрезвычайно важно для правильной квалификации преступлений, построения следственных действий, вынесения обоснованных приговоров и исправления осужденных. Сейчас названные задачи решаются неполно по той, в частности, причине, что недостаточно используются возможности комплексных психолого-психиатрических экспертиз. Такие экспертизы в настоящее время являются психологическими лишь по названию, поскольку психология в них занимает сугубо подчиненное положение, только помогая решать психиатрические проблемы, в первую очередь вопрос о вменяемости-невменяемости. Констатация наличия какого-либо расстройства психической деятельности очень важна, но она совсем не объясняет, почему данное лицо совершило данное преступление, в чем его субъективный смысл, почему из всех возможных вариантов выхода из своей жизненной ситуации человек выбирает именно тот, кот орый наказывается в уголовном порядке, как и каким путем вести индивидуальную работу с аномальным лицом. Следовательно, подобная констатация не достаточна для правосудия.

Вот почему нужно преодолеть сложившуюся практику с тем, чтобы психология в уголовном процессе стремилась к достижению своих собственных целей и независимо от психиатрии. Возможно, будет необходимо внести коррективы в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.

Мы обязаны осмыслить природу и причину преступного насилия в первую очередь затем, чтобы успешнее предупреждать его. В этом наш не только научный, но и гражданский долг.

Цифры и факты

В России среди всех преступлений против личности убийства со ставляют 12-13%; в 1995 г. было совершено свыше 30 тысяч убийств; темпы роста этих преступлений в 90-х годах составляют 17%; каждое десятое убийство совершается женщиной или с ее участием.

Наибольшее число убийств в последний период зарегистрировано в Москве и Санкт-Петер-бурге, в Краснодарском крае, Московской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Пермской областях. На эти же регионы приходится треть всех убийств, хотя в них проживает чуть больше четверти населения страны.

Наибольшее число убийств и покушений на них на 100 000 населения в последние годы регистрируется в Бурятии, Туве, Иркутске, Кемеровской, Сахалинской, Пермской областях, Приморском и Хабаровском краях. Особенно высок их удельный вес в Туве: вдвое больше, чем в любом из названных регионов. Из числа бывших союзных республик коэффициент убийств самый высокий в Казахстане и Киргизии.


http://psychology.net.ru any@psyworld.agava.ru Редактор: Качалов Владимир